Внутриклассная дифференцияция обучения на уроках технологии (Скроб Любовь Николаевна, учитель технологии)

Скроб Любовь Николаевна, учитель технологии
МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина», г. Энгельс, Саратовская область,
Внутриклассная дифференциация обучения на уроках технологии

ВНУТРИКЛАССНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

 Скроб Любовь Николаевна

Учитель технологии

МБОУ «СОШ №33 им. П.А. Столыпина»

г. Энгельс, Саратовская область

 

В настоящее время выполнение требований современного образования в школе предполагает следование и применение принципов, методов и приёмов дифференцированного обучения на уроках технологии, которое становится неотъемлемым для достижений высоких результатов учащимися.

Важно отметить, что дифференцированное обучение предусматривает целый комплекс психолого-педагогических, методических, а также организационно-управленческих мероприятий, которые способны обеспечивать качественное обучение как в гомогенных, так и в гетерогенных группах. При дифференцированном обучении учитель должен создавать разнообразные условия обучения в зависимости от особенностей учащихся. Такой вид обучения также подразумевает и индивидуальное обучение, план которого составляется с учётом различных критериев таких, как возраст, пол, уровень здоровья, умственное развитие, личностно-психологический тип и др.

Учителю необходимо организовывать уровневую дифференциацию работы учащихся на всех этапах уроков технологии (при разборе нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков) в силу неравномерности развития учащихся, различия их личностных качеств, вследствие чего практически в каждой группе есть отличники, хорошисты и отстающие.

Заслуженный учитель РФ Гузик Н.П. выделяет три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. Эти программы предусматривают обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого), а также определённой степени самостоятельности детей при обучении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и проч. до полной самостоятельности) [1].

Программа «С» предусматривает задания базового уровня. В процессе их выполнения учащийся овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Такое первичное усвоение материала предусматривает многократное его повторение. Каждый ученик должен уметь выполнять задания программы «С», прежде чем приступить к выполнению заданий программы «В», которая, в свою очередь, обеспечивает овладение учащимися как общими, так и специфическими приёмами учебной деятельности. В эту программу учителем вводятся дополнительные сведения, иллюстрирующие и подтверждающие основное знание, материал первого уровня. Задания программы «А» стимулируют учащихся осознанно, творчески применять полученные знания и умения. Только свободное владение фактическим материалом позволяет выполнять задания программы «А». Учащийся, обучающийся по этой программе, способен логически решать поставленные перед ним задачи, творчески применять полученные навыки при выполнении дополнительной самостоятельной работы.

На этапе повторения материала учитель предоставляет учащимся  выбор разноуровневых заданий. При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию. Для этого могут использоваться различные формы занятий: работа в режиме диалога, работа по группам, семинары, внеурочные дополнительные занятия, помощь на уроке, индивидуализированное консультирование и проч.

Таким образом, дифференцированное обучение присутствует в той или иной мере в любой системе образования. В ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью [3]. Такой вид обучения не ущемляет достоинства учащихся, не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективе и является очень продуктивным.

 

Литература 

  1. Гузик Н.П. Учить учиться. – М.: Педагогика. 1981, 89 с.
  2. Дифференциация как система: В 2 ч. – М., 1992
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998, 256 с.
Документы для всех Обмен документами офисных форматов.

Оставить комментарий